Почему преподавание является ключом к пониманию
Ричард Фейнман был физиком, лауреатом Нобелевской премии, который внес значительный вклад в квантовую механику и физику элементарных частиц. Он был пионером квантовых вычислений, представил концепцию нанотехнологий и был известным лектором в Корнелле и Калтехе.
Несмотря на все эти достижения, Фейнман считал себя просто «обычным человеком, который усердно учился». Он считал, что любой человек способен выучить что угодно, приложив достаточно усилий, — даже такие сложные физические дисциплины, как квантовая механика и электромагнитные поля.
”Нет никаких чудо-людей. Просто так получилось, что они заинтересовались чем-то и выучили все про это. Есть просто люди.”
– Ричард Фейнман
Но Ричарда Фейнмана (по крайней мере, по его словам) сделал не врожденный интеллект, а системный подход, с помощью которого он выявлял вещи, которых не знал, а затем погружался в их изучение от начала и до конца.
На протяжении всей своей работы и жизни Фейнман давал представление о своем процессе рассмотрения сложных концепций в мире физики и извлечения знаний и идей с элегантностью и простотой. Многие из этих наблюдений о его процессе обучения были собраны в то, что мы теперь называем «Техникой Фейнмана».
В этой статье будет представлен обзор метода Фейнмана для обучения и того, как вы можете применять его для постоянного расширения своих знаний и навыков. Короче говоря, Фейнман научит вас не только тому, как учиться, но и тому, как по-настоящему понимать.
Что такое метод Фейнмана для обучения?
«Я родился, ничего не зная, и у меня было совсем немного времени, чтобы кое–что изменить».
– Ричард Фейнман
Метод Фейнмана — это четырехшаговый процесс, разработанный Ричардом Фейнманом для изучения любого предмета, независимо от того, насколько он труден или сложен.
Метод Фейнмана отвергает запоминание фактов без понимания их смысла и способствует истинному пониманию посредством отбора, исследования, записи, объяснения и уточнения.
Биография Фейнмана, написанная Джеймсом Глейком, дает множество подсказок о процессе обучения знаменитого физика, лауреата Нобелевской премии. Вот лишь одна из них:
«Готовясь к устному квалификационному экзамену, обязательному для каждого аспиранта, он решил не изучать основы известной физики. Вместо этого он отправился в Массачусетский технологический институт, где мог побыть в одиночестве, и открыл чистую тетрадь. На титульном листе он написал: «Записная книжка о вещах, о которых я не знаю». В первый, но не в последний раз он реорганизовал свои знания. Он неделями разбирался с каждым разделом физики, смазывал детали и снова собирал их вместе, все время выискивая острые углы и несоответствия. Он пытался найти основные положения каждого предмета. Когда он закончил, у него остался блокнот, которым он особенно гордился».
Фейнман считал, что изучение нового навыка или концепции должно быть активным процессом «проб и ошибок, открытий, свободного исследования». Он считал, что если вы не можете объяснить что-то ясно и просто, то это потому, что вы недостаточно хорошо это понимаете.
4 шага метода Фейнмана
Методика Фейнмана объединяет все его философии активного обучения, упрощения, преподавания, выявления пробелов в знаниях и итеративного уточнения в четыре простых шага.

- Выберите что будет учить. Выберите предмет или отрасль знаний, которые вам интересно изучить. Затем запишите ее в верхней части чистой страницы блокнота. Если у вас есть учебная программа или оглавление из книги по этому предмету, выберите концепцию для начала изучения. Если нет, начните с базовых концепций и усложняйте их по мере продвижения.
- Научите этому себя или кого-то еще. Запишите все, что вы знаете о концепции, как будто вы объясняете это себе. Написание без расшифровки заставляет вас понимать, а не запоминать. Если возможно, научите этому кого-то еще.
- Вернитесь к исходному материалу, если вы застряли. Вернитесь к тому, что вы изучали — книге, конспекту лекции, подкасту — и заполните пробелы в своих знаниях. Вернитесь ко второму шагу и повторяйте, пока концепция не станет ясной.
- Упрощайте свои объяснения и создавайте аналогии. Оптимизируйте свои заметки и объяснения, еще больше проясняя тему, пока она не покажется очевидной. Кроме того, подумайте об аналогиях, которые кажутся интуитивно понятными.
Когда вы используете метод Фейнмана, вы учитесь целенаправленно. Разбиение тем на удобоваримые части и их объяснение помогают вам выявить пробелы в ваших знаниях. Это создает новые нейронные связи в вашем мозге, что облегчает связывание идей и концепций.
Думайте об этом как о строительстве башни. Каждая концепция — это кирпичик, и по мере того, как вы понимаете и объясняете каждую, вы продолжаете добавлять их к башне. Имея прочный фундамент, вы создаете более прочные связи, которые улучшают вашу память и усиливают процесс обучения. Не говоря уже о том, что наращивать свои знания становится легче.
Как работает метод Фейнмана
«Я не смог упростить эту концепцию до уровня новичков. Это означает, что на самом деле мы ее не понимаем».
– Ричард Фейнман
Часто мы не осознаем, что чего-то не понимаем, пока не становится слишком поздно.
Возможно, вы столкнулись с вопросом на экзамене. Или кто-то просит вас объяснить тему, которую вы, как вам казалось, поняли. И вдруг ваш разум пустеет. Когда вас просят продемонстрировать свои знания за пределами вашей собственной головы, вы понимаете, что знаете гораздо меньше, чем думали.
Методика Фейнмановского обучения не позволяет нам обманывать себя, думая, что мы мастера в какой-либо области, когда мы на самом деле дилетанты. Каждый шаг процесса заставляет нас сталкиваться с тем, чего мы не знаем, напрямую взаимодействовать с материалом и уточнять наше понимание.
Шаг 1. Выберите концепцию для изучения
Выбор концепции для изучения заставляет вас целенаправленно подходить к тому, чего вы не знаете. Это также заставляет вас выбирать тему, которая достаточно мала, чтобы ее можно было уместить на одной или двух страницах.
Возьмите новую книгу или электронный документ и запишите концепции или темы, которые вы хотите изучить. Если ваши знания по какой-либо теме минимальны, начните с базовых концепций и постепенно переходите к более сложным. Также не забывайте сосредотачиваться на одной концепции за раз, как только вы ее усвоите, вы сможете перейти к следующей.
Отрасль обучения | Темы на выбор |
---|---|
Разработка интерфейса | Оптимизация SVG, Web Forms 2.0, условные операторы, css flexbox |
Дизайн продукта | Список атрибутов, бета-прототипы, доступная типографика, картографирование пути |
Эволюционная наука | Отрицательный отбор, наследуемость, фенотипы, случайная мутация |
Микроэкономика | Эластичность, олигополии, эффективность распределения, предельный продукт |
Психология | Парасоциальные отношения, СТРАННОСТЬ, групповая поляризация, социальная леность |
Исчисление | Определенный интеграл, приближение правой конечной точки, модель экспоненциального распада, обратные тригонометрические функции |
Почему этот шаг работает:
- Вы сталкиваетесь с тем, чего не знаете. Записывая тему на чистом листе, вы признаете, что начинаете с нуля или, по крайней мере, заполняете некоторые пробелы. Это способствует развитию любознательности, которая помогает вам определить области, требующие большего внимания.
- Вы начинаете с открытым умом. Когда вы оставляете в стороне предвзятые представления, вы способны глубоко понимать новые концепции. Вы пытаетесь понять, а не доказать свою правоту.
- Вы должны быть конкретны. Учитывая накопленные знания во вселенной, большинство из нас ничего не знает о большинстве вещей! Четкое изложение того, чего вы не знаете, дает вам отправную точку.
- Вы начинаете с малого. У вас есть только страница (или несколько), которую нужно заполнить информацией. Вы не можете уместить на одну страницу все, что нужно знать о «Эволюционной науке», «Микроэкономике» или «Психологии». Вместо этого поработайте над более мелкими и четкими понятиями или над тем, что можно с уверенностью найти на промежуточном или выпускном экзамене.
Всякий раз, когда вы начинаете изучать новую концепцию, помните, что нужно выбирать ту, которую можно охватить за одно или два занятия. Вы же не хотите часами пытаться понять новую концепцию. Это может привести к тому, что вы почувствуете себя подавленным или перегоревшим.
Шаг 2. Научите этому себя или кого-то еще
«Первый принцип заключается в том, что вы не должны обманывать себя, а вы — человек, которого легче всего одурачить».
— Ричард Фейнман
Классическая ошибка в обучении заключается в том, что мы читаем статью или учебник и считаем, что усвоение материала завершено. На самом деле чтение — это еще не понимание. Мы можем даже делать заметки, по сути, переписывая предложения из источника в свои блокноты. Затем мы киваем сами себе, думая, что усвоили тему. В конце концов, мы же делали заметки.
Но истинное понимание требует более активного процесса, такого как обучение. Согласно Пирамиде обучения, вы запоминаете 10% прочитанного, но подавляющие 90% того, чему учите других.
Так что начните с обучения себя. Либо напишите краткое изложение своими словами (не заглядывая в свои записи), либо объясните концепцию вслух. Это поможет вам связать воедино и четко сформулировать идеи.
Затем, когда вы почувствуете, что можете с легкостью передать концепцию, научите других людей. Преподавание запускает цикл обратной связи, где критика или вопросы могут помочь нам учиться и оттачивать наше мышление. Кроме того, обмен идеями с другими людьми может помочь вам узнать новые точки зрения и придумать больше вопросов.
Почему этот шаг работает:
Уровень сложности | Тактика обучения себя и других |
---|---|
! | Пишите краткое изложение тем и заметки. Обучайтесь вслух, без записей. Устраивайте дебаты с друзьями и коллегами. |
!! | Написать твиты Ответить на вопросы на Quora Написать обзор Good Reads |
!!! | Выступить на конференции Поработать волонтёром в качестве преподавателя Создать подкаст Начать блог |
- Так сложнее обмануть самого себя. Когда вам приходится что-то по-настоящему объяснять, будь то письменно или вслух, вы сталкиваетесь с пробелами в своих рассуждениях и пробелами в знаниях. Относитесь к написанию текстов и преподаванию как к процессу достижения понимания, а не как к чему-то, что вы делаете, когда уже поняли.
- Еще труднее обмануть других. Если ваше объяснение не имеет смысла, они часто будут говорить вам об этом, или вы можете уловить такие сигналы, как непонимающий взгляд. В качестве теста попросите их повторить то, чему вы их научили, своими словами. Если они не могут этого сделать, значит, ваше объяснение слишком сложное — упростите его и используйте простой язык.
- Вы укрепляете уверенность в себе. Когда вы действительно что-то понимаете, это срабатывает. Вы можете объяснять это от начала и до конца, указывая на исключения и логические несоответствия. Это укрепляет уверенность и подталкивает вас к изучению еще более сложных тем, зная, что у вас есть прочная основа для обучения.
- Вы закрепляете собственное обучение. Обучая других, вы должны подумать о том, как представить тему и сделать ее легкой для понимания. Вам нужно не только вспомнить информацию и представить ее, но и организовать ее логично. И когда человек, которого вы обучаете, не понимает, вы должны переорганизовать материал и упростить его до более простых понятий.
Сначала вам может показаться, что этот шаг раздражает. Зачем вам повторять другим то, чему вы уже научили себя? Не стоит ли использовать это время для перехода к следующей концепции? Дело в том, что такое повторение укрепляет ваши нейронные связи и улучшает долговременное запоминание. Кроме того, когда люди задают вопросы, а вы переходите от одного к другому, вы обнаруживаете еще больше пробелов в своих знаниях.
Шаг 3. Вернитесь к исходному материалу, если вы застряли
Обучение должно быть итеративным (повторяющимся). Часто изучение чего-то сложного требует нескольких попыток. При использовании метода обучения Фейнмана возвращение к исходному материалу является неотъемлемой частью процесса обучения. Когда в наших знаниях возникают пробелы и наши объяснения не совсем верны, повторное обращение к нашим первичным и вторичным источникам может помочь закрепить то, что мы изучаем.
Чтобы сделать все правильно, скорее всего, потребуется несколько итераций (повторений). Это хорошо! Чем больше вы уточняете свои объяснения, тем глубже будет ваше понимание.
Почему этот шаг работает:
- Обучение становится итеративным (повторяющимся) процессом. Вместо того, чтобы рассматривать обучение как единое целое, этот шаг дает вам разрешение постоянно обновлять свои знания.
- Вы активно участвуете. Использование источников для шлифовки собственных объяснений и моделей — это активный процесс. Когда мы учимся пассивно, запоминание деталей становится более сложным. Когда мы активно участвуем в создании собственных кратких изложений и рассуждений, намеренно опираясь на исходную информацию, чтобы заполнить пробелы, нам легче сохранять знания в нашей долговременной памяти.
- Вы расширяете свою базу знаний. Как это ни парадоксально, но чем больше мы узнаем, тем больше увеличивается наша способность к обучению. При первом просмотре главы учебника может возникнуть ощущение, что это другой язык. Со второго раза все становится более понятным. В третий раз, уже имея прочную базу, мы улавливаем нюансы, которых раньше не замечали.
- Это расширяет «общую картину». Когда вы возвращаетесь к материалу в третий или четвертый раз, вы начинаете задавать больше вопросов. Вы начинаете видеть контекст, стоящий за концепцией, что позволяет вам понять, как различные фрагменты информации вписываются в общую картину.
В начале обучения обычно используется только один источник знаний. Однако, когда вы почувствуете себя более комфортно с концепцией, обращение к различным источникам, таким как книги, сайты онлайн-обучения , видео или статьи, поможет вам получить более полное представление.
Шаг 4. Упрощайте свои объяснения и создавайте собственные аналогии
В каждой области знаний есть свои специальные термины. Хотя, возможно, важно знать их, важно также не путать знание жаргона со знанием концепций. Фейнмановский метод обучения предполагает упрощение наших первоначальных объяснений и уточнение нашего понимания с помощью простых аналогий.
Почему этот шаг работает:
- Простота — это основа понимания. Достаточно просто запомнить термины и повторять их при появлении запроса. Но запоминание — это еще не понимание. Когда мы не можем полагаться на сложные слова, которые заставляют нас казаться умными, нам приходится облекать то, что мы действительно знаем, в самую простую форму. Вот где происходит истинное понимание.
- Аналогии легче запоминать и объяснять. Когда вы понимаете сложную концепцию, аналогии позволяют вам создать краткое изложение, чтобы быстро вспомнить ее и доходчиво объяснить другим. Учебный материал часто предоставляет нам готовые аналогии. Например, у всех нас, вероятно, в памяти запечатлелась фраза «митохондрии — это электростанции наших клеток». Однако стремление к созданию собственных аналогий гораздо эффективнее, чем повторение заимствованных, которые мы, возможно, на самом деле не понимаем.
- Облегчает общение. Упрощение ваших объяснений или создание собственных аналогий помогает вам лучше донести сложные идеи до других. Кроме того, вы можете привести свои аналогии в соответствие с контекстом и аудиторией. Объяснять, что такое «квантовая запутанность», старшеклассникам — это не то же самое, что объяснять это выпускникам аспирантуры.
- Способствует креативности и решению проблем. Когда вы создаете свои собственные аналогии, вы лучше понимаете основные компоненты концепции и их взаимосвязь. Что позволяет легко разбивать проблемы на компоненты и взаимосвязи в реальной жизни. Вы начинаете подходить к проблемам с разных сторон и находить лучшие решения.
Использование метода Фейнмана с Todoist
Хотя использование любопытства в качестве компаса при выборе того, что изучать, — это отличное начало, составление плана того, когда и как вы будете учиться, — это более целенаправленный способ получения знаний.
Используйте Todoist для планирования того, когда вы будете учиться, и добавляйте шаги метода Фейнмана в качестве задач. Вот пример:
Создайте проект Todoist для «Области изучения», на которой вы сосредоточены. Это может быть что угодно, например, широкая область науки, конкретная книга по саморазвитию или программное обеспечение, в котором вы хотите развить экспертные навыки.
Создайте список задач на основе тем, которые вы будете изучать. Выберите концепции или темы, относящиеся к этой области знаний, и добавьте их в качестве задач в проект, созданный на предыдущем шаге. Если вы знаете темы, которые нужно изучить, например, если у вас есть учебный план или оглавление книги, добавьте их в качестве задач все сразу. Если нет, добавляйте отдельные темы по мере продвижения.
Для каждой задачи добавьте шаги 2–4 метики Фейнмана в качестве подзадач. Добавьте «Научить этому себя или кого-то еще», «Вернуться к исходному материалу, если я застряну» и «Упростить мои объяснения и провести аналогии» в качестве подзадач к вашим основным задачам. Установите сроки выполнения для каждой подзадачи, чтобы поддерживать динамику и обеспечить подотчетность в процессе обучения.
Используйте комментарии, чтобы добавлять соответствующие ссылки, заметки для себя и исходные материалы. Комментарии к задачам могут быть полезны для отслеживания исходных материалов или для записи идей и теорий на ходу, прежде чем переносить их в свой блокнот.
Совет по продукту: следите за своим обучением. Для удобства доступа к учебным проектам добавьте их в список избранных в Todoist.
Систематизируя свое обучение в менеджере задач, вы всегда можете просматривать полученные знания в цифровом формате и следить за своим прогрессом. Вместо того, чтобы быть просто пассивным процессом, обучение может стать частью нашей обычной рутины.
Заключение
В книге Тайлера Коуэна Average is Over («Среднего более не дано. Как выйти из эпохи Великой стагнации») известный экономист отмечает, что технологический прогресс подводит нас к будущему работы, в котором «отсутствие надлежащей подготовки означает отсутствие возможностей, как никогда прежде».
Описывая роль образования в экономике будущего, Коуэн утверждает, что все чаще успеха добивается тот, «кто садится и действительно начинает пытаться освоить материал».
Сейчас, как никогда, важно выработать у себя образ мышления человека, готового учиться всю жизнь.
Изучение новых навыков и информации требует времени, терпения и смирения.
Начав с чистого листа, вы столкнетесь с тем, чего не знаете, лицом к лицу. С этого момента вам нужна только ручка, учебные ресурсы и готовность отправиться в непрерывное путешествие обучения.