В последнее время участились звонки якобы из фонда пенсионного и социального страхования. Как правило, звонящие, называют две причины:
- Перерасчет пенсии.
- Перерасчет стажа.
Как работает схема обмана
Приветствие
Здравствуйте, я Василиса Пупкина, оператор фонда пенсионного и социального страхования.
Обратите внимание на то, что мошенники стали делать звонки на фоне рабочего фона офиса, чтобы у потенциальной жертвы возникло впечатление, что звонок совершается именно из колл-центра.
Причина звонка
Ниже приводится возможный вариант:
Один из работодателей не внес в ваш трудовой стаж 1,5 года. Вам необходимо прибыть в пенсионный фонд, чтобы мы внесли в вашу трудовую книжку недостающий стаж и пересчитали вашу пенсию.
Вы можете прийти в офис по адресу ул. Советская, 34 А.
Как правило, мошенники знают, в каком регионе вы приживаете и сообщают адрес ближайшего к вам отделения пенсионного фонда.
Притупление бдительности
Если вы изъявите желание посетить пенсионный фонд, вам предлагают записать перечень необходимых документов:
- Паспорт (оригинал);
- Снилс (оригинал);
- ИНН (оригинал);
- Трудовую книжку или ксерокопию;
- Три ксерокопии паспорта;
- Три ксерокопии ИНН;
- Три ксерокопии СНИЛС.
Процесс записи необходимого перечня документов вводит жертву в легкий транс. При этом мошенница-оператор любезно интересуется, успеваете ли вы записывать, так как она диктует достаточно быстро.
Электронная очередь
После того как перечень документов записан и согласована дата вашего посещения, предлагается записаться в электронную очередь. Чтобы вы по прибытии в пенсионный фонд и сразу были направлены к «специалисту», необходимо сообщить номер в электронной очереди. Это нужно якобы для того, чтобы сотрудники могли оперативно вас встретить.
Мошенники «записывают» вас в электронную очередь, номер которой должен быть указан в SMS.
Действительно, приходит SMS, но в ней указан не номер электронной очереди, а код восстановления доступа к учётной записи Госуслуг!
Если у жертвы что-то не щелкнет в голове в последний момент, особенно после прочтения в SMS последней строки: «Не сообщайте никому!», то очень скоро доступ к аккаунту на Госуслугах получат мошенники.
Кредит на ваше имя
Хотя «Госуслуги» сами по себе не предоставляют кредитные продукты, они позволяют подтвердить личность для получения займов в некоторых микрофинансовых организациях (МФО). В результате мошенники могут оформить займ на ваше имя, воспользовавшись вашим аккаунтом. Кроме того, на «Госуслугах» хранятся паспортные данные, которые могут быть использованы для подачи заявки в банк от вашего имени.
Лучший способ защиты от телефонных мошенников
Не отвечать на незнакомые номера — это один из самых простых и эффективных способов защиты от телефонных мошенников.
Игнорирование ненужных звонков помогает избежать стресса и беспокойства, связанных с нежелательными предложениями и манипуляциями.
Дополнительные советы
- Не давайте личную информацию — если вы случайно ответили на звонок и услышали что-то подозрительное, не сообщайте свои данные.
- Расскажите своим друзьям и семье о рисках, связанных с незнакомыми номерами. Это особенно важно для пожилых людей, которые могут быть более уязвимы к мошенничеству.
- Следите за новыми схемами мошенничества — мошенничество постоянно эволюционирует, поэтому важно быть в курсе новых методов, которые могут использовать мошенники.
Куда сообщить о звонке
Если у вас есть аккаунт на Госуслугах, то можно передать информацию о подозрительном звонке по адресу https://www.gosuslugi.ru/600465/1/form.
Информация будет передана в компетентные органы.